МУЗЫКА 5 класс.
Поурочный и дополнительный материал для учащихся.

Музыка и литература

Урок 1 "Виды искусств"

 

 

   

                                                  ***************************************************************************
О взаимосвязи музыки и литературы.
******************************************************* 
  История о песне, у которой нет слов.
                            "Вокализ"
 
                            автор видео vatslavovna
 Отправимся в итальянский город Венецию.
Михаил Иванович Глинка "Венецианская ночь"

 
                                автор видео vatslavovna
 Кто такой гондольер? Что такое барка?
Об этом нам расскажет немецкий композитор Феликс Мендельсон-Бартольди."Песня венецианского гондольера".
                             автор видео vatslavovna
***************************************************************************
История о грозном султане Шахриаре, Синбаде-мореходе, Царевиче и Царевне и мудрой сказочнице Шехерезаде. 
Эту музыкальную сказку сочинил русский композитор 
Николай Андреевич Римский-Корсаков. 
Бесконечно влюбленный в море, Николай Андреевич в симфонической сюите "Шехерезада"  рисует с помощью музыки картину непредсказуемой и непознанной стихии. 


                   автор видео vatslavovna
Комикс-концерт "Тайна рукописи" 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
"...Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах..."
Анатолий Константинович Лядов
Народное сказание "Кикимора"




автор видео vatslavovna  
***********************************************************************************
Фредерик (Фридерик) Шопен (1810 - 1849) - польский пианист-виртуоз, композитор.

Тело Шопена покоится вдали от Родины, в Париже. Сердце Шопена, согласно его последней воле, захоронено в Варшаве. Гений Шопена принадлежит всем народам Земли.
 


Вальс №7

Лев Озеров
Вальс

Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.






Задание.
Послушайте музыку Шопена. Подберите картинки к понравившемуся произведению. В программе Movie Maker или другом видео редакторе создайте свой фильм.
Жду ваши работы!
********************************************************************************** 
Ты, Моцарт, гений! 

 Задание.
Найдите на изображении 1) профессии Моцарта, 2) музыкальные произведения. Запишите в тетрадь. 

Предлагаю вам посмотреть два видео.
"Детство и юность Моцарта"


"Жизнь в Вене. Реквием"


А теперь прочтите этот текст и выполните задание.

Найди в тексте 7 ошибок и исправь их.
Вольфганг Амадей Моцарт (1759 – 1791) – австралийский композитор. Он родился в старинном городе Зальцбурге. Его отец был образованным и серьезным музыкантом. Мартин Моцарт играл на скрипке, органе, руководил оркестром, церковным хором, писал музыку. Уже в 4 года маленький Моцарт музицировал вместе со старшей сестрой Анной-Марией и матерью. Первое свое произведение он написал в 12 лет. В шестилетнем возрасте Моцарт отправляется завоевывать мир. За свою недолгую жизнь побывал во многих странах Европы (Франция, Англия, Голландия, Швейцария, Италия, Германия, Россия).  
Яркая, интересная, полная творческих достижений жизнь композитора имела и другую сторону. Это материальная необеспеченность, нужда, а иногда и голод.
Моцарт – автор 19 опер, около 50 симфоний, концертов для клавира с оркестром, концертов для скрипки с оркестром, струнных квартетов и квинтетов, сонат для клавира.
Последним законченным произведением Моцарта была опера «Волшебная флейта», премьера которой состоялась 30 сентября 1791 года в Вене.
Смерть великого композитора до сих пор покрыта тайной…..
Моцарт был похоронен с почестями. Все жители Вены пришли проститься с выдающимся музыкантом.

Прочитайте рассказ Константина Паустовского "Старый повар" здесь
Представьте, что вы режиссеры радио спектакля.  Какие из этих произведений Моцарта вы бы использовали в спектакле и в какой последовательности? 
1

2

3

4


Прочитайте пьесу А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"здесь
Послушайте аудио вариант
Посмотрите фрагмент спектакля "Моцарт и Сальери" 
В ролях: Моцарт - Смоктуновский, Сальери - Симонов


Вот та музыка, которую писал Моцарт в последние дни своей жизни.
Реквием (REQUIEM) - музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром.


*************************************************************************************
Вторая жизнь песни
Понятия: интерпретация, трактовка, аранжировка.
2 урока проводятся в различных формах:
 Викторина.  После заполнения таблицы учащиеся слушают музыкальные фрагменты и определяют 1) жанр музыкального произведения, 2) стиль композитора, 3) какую народную музыку использовал композитор в этом произведении.
 Знакомство с творчеством русских композиторов 20 века - Валерием Александровичем Гаврилиным и Георгием Васильевичем Свиридовым. На уроке мы слушаем и анализируем музыку, смотрим видеозаписи фрагментов симфонии-действа "Перезвоны" В.А.Гаврилина и другие видеозаписи, помогающие ребятам почувствовать особенности музыки современных российских композиторов и её связь с традициями русской классической музыки.


Open publication - Free publishing - More education  
**********************************************************************************